Главная » 2015 » Август » 18 » Как провести анализ стихотворения
23:42

Как провести анализ стихотворения

Как провести анализ стихотворения

 

3 части:первое прочтениевторое прочтениетретье прочтение (содержание)

Если вы только-только начинаете анализировать стихотворение, его объем может вас вначале поразить! Чтобы по-настоящему понять стихотворение, его нужно прочитать несколько раз и проанализировать по форме, структуре, смыслу и содержанию. Этот процесс может занять много времени, но это самый верный путь.

Шаги

Перед тем, как начать

  1. 1 Возьмите карандаш и бумагу. Вам нужно поработать со стихотворением перед тем, как начать его изучать. Прочитайте стихотворения и сделайте заметки, запишите свои мысли.
    • Если у вас есть отдельный экземпляр стихотворения, вы можете карандашом делать заметки на полях. Можно взять ручку или маркер.
    • Вы можете взять словари, чтобы понять значение незнакомых вам слов.
  2. 2 Найдите тихое место. Вас ничего не должно отвлекать.
    • Отлично подойдет пустой зал. Возможно, вам придется прочесть стихотворение вслух, и это не очень легко сделать, когда вокруг куча людей.
    • Уберите все, что вам не понадобится для учебы. Любые отвлекающие вещи (даже мобильный телефон) лучше убрать в сумку.

Часть 1 из 3: первое прочтение

  1. 1 Читайте без остановки. Даже если вы не знаете значение некоторых слов, не делайте пауз и остановок, прочитайте от начала и до конца.
    • Ваше первое прочтение должно быть «введением». Не нужно пытаться с первого же раза вникнуть в смысл и форму стихотворения, нужно лишь кратко с ним ознакомиться.
  2. 2 Найдите главную мысль. Напишите в одном предложении, что, по вашему мнению, является основной мыслью стихотворения. На этом шаге не стоит переживать о том, правильно ли вы поняли главную мысль.
    • Спросите себя: «О чем это стихотворение?»[1]
    • Возможно, после первого прочтения на этот вопрос будет не так уж просто ответить. Задавайте себе этот вопрос после каждого прочтения этого стихотворения, и ответ на него будет все более ясным.
  3. 3 Определите, от какого лица ведется повествование. Помните, что автор не всегда является рассказчиком. Рассказчик может быть неким героем стихотворения.
    • Например, автор мужчина может написать стихотворение, в котором мать обращается к сыну, а автор женщина может написать стихотворение, в котором муж обращается к своей жене.
    • Вы легко можете определить рассказчика без глубокого анализа, но если вы не уверены, не волнуйтесь, просто идите дальше. Вы сразу же поймете, от какого лица ведется повествование, когда начнете рассуждать над смыслом стихотворения.
  4. 4 Запишите все примечательные детали. Не смотря в текст стихотворения постарайтесь припомнить, какие детали, слова, персонажи, поступки или описания произвели на вас сильное впечатление. Запишите все эти детали.
    • Очень часто, хоть и не всегда, детали, которые вас впечатлили, не случайны. Они могут быть действительно важны для общего понимания смысла стихотворения, именно поэтому так полезно сразу же их записывать.

Часть 2 из 3: второе прочтение

  1. 1 На этот раз вам нужно прочитать стихотворение еще раз, но уже вслух. Основное внимание на этот раз уделяется форме стихотворения, а лучший способ определить форму стихотворения – услышать, как оно звучит.
    • В зависимости от того, насколько популярно стихотворение, вы можете найти аудиозапись поэта или другого человека, который читает это стихотворение вслух. Слушая эти аудиозаписи, нужно смотреть в текст стихотворения.
    • Читайте своим обычным голосом и не бойтесь перескочить строчку. Если нужно, вы можете прочитать стихотворение вслух не один раз.
  2. 2 Обращайте внимание на знаки препинания. Понаблюдайте, какие знаки препинания поэт использует или не использует в своем стихотворении. Пунктуация поможет вам понять, как на самом деле должно звучать стихотворение.[2]
    • Самая распространенная ошибка – делать паузу после прочтения каждой строки, ведь конец строки редко означает законченность мысли. Если вы будете делать паузу после каждой строки, даже если там нет никакого указывающего на это знака препинания, стихотворение будет звучать неправильно.
    • Делать короткую незначительную паузу нужно, если вы увидите запятую, двоеточие или точку с запятой. Значительную паузу можно сделать, если вы видите восклицательный или вопросительный знак, точку.
  3. 3 Вслушайтесь в ритм и такт стихотворения. У большинства стихотворений есть свой ритмический такт. Этот ритм можно определить, отмечая для себя ударные и безударные слоги.[3]
    • Обычно:
      • Односложные существительные и глаголы являются ударными (/).
      • Односложные структурные слова (участвующие в поддержании общей конструкции предложения) обычно безударные (-).
      • Если в слове много слогов, нужно прочитать это слово вслух и определить, какой слог является ударным (/). В большинстве случаев ударные и безударные слоги будут чередоваться (/-/-).
    • Посмотрите на модели:
      • Ямбический (-/)
      • Хореический (/-)
      • Анапест (--/)
      • Дактилический (/--)
    • По образцу проанализируйте каждую строку стихотворения, а затем подсчитайте, сколько разных ритмов у вас получилось. Это количество и является показателем общего ритма стихотворения.
      • Диметр (две разные ритмовки)
      • Триметр (три ритмовки)
      • Тетраметр (четыре ритмовки)
      • Пентометр (пять ритмовок)
      • Гекстаметр (шесть ритмовок)
  4. 4 Вслушайтесь в другие музыкальные моменты, среди которых рифма, звукоподражание, аллитерация, созвучие.
    • Рифма – это одинаковое звучание в конце слов, например (мыши – крыши).
    • Звукоподражание относится к слову, которое имитирует какой-либо звук или шум (например, гудение).
    • Аллитерация – это повторение согласного начального звука (например, Дженни Джонс).
    • Ассонанс – это повторение гласного звука в любом месте слова (например, пикник).
    • Созвучие – это повторение согласного звука в конце двойных слов (например, флип-флоп).
  5. 5 Определите жанр или тип. Есть много разных жанров поэзии: сонеты, баллады, акростихи, хайку, синквейн, эпос, элегия, частушки, вилланеллы.
    • Вы можете верно определить жанр только в том случае, если знаете, что представляет собой каждый жанр.
    • У каждой формы есть собственный набор правил, тонов и коннотаций. Верно определить форму не так важно, но это поможет проанализировать структуру и суть стихотворения.
  6. 6 Определите порядок идей и мыслей. Следите за тем, как меняется форма и структура стихотворения. У некоторых стихотворений нет определенного порядка мыслей, хотя в основном несмотря на общую тему стихотворения та или иная форма все же существует.
    • Найдите знаки и подсказки, указывающие на хронологический порядок мысли (например, меняется ли прошедшее время на будущее или наоборот). Также обращайте внимание на любые изменения в месте действия.
    • Следите за тем, как меняется мысль автора на протяжении всего стихотворения, есть ли какие-то изменения в деталях, в общей структуре.

Часть 3 из 3: третье прочтение (содержание)

  1. 1 Посмотрите на название. В названии часто отражена главная мысль или какая-то важная деталь стихотворения, поэтому не игнорируйте его.
    • Зачастую по названию можно понять, кто рассказчик, а также отношение автора к этой проблеме. Иногда по названию можно понять жанр и тон стихотворения.
    • На этом этапе вы уже должны быть хорошо ознакомлены с содержанием стихотворения, поэтому спросите себя: «Как название стихотворения связано с его сутью?» Задавайте себе этот вопрос, пока не найдете на него ответ.
  2. 2 Прочитайте стихотворение про себя. Теперь нужно читать медленно, делая паузы, чтобы понять главную мысль стихотворения и структуру его написания, а также, конечно, лучше запомнить содержание. На этом этапе вам нужно обратить внимание на содержание стихотворения и его смысл.
    • Для большинства людей намного легче понять суть стихотворения, когда они читают его про себя. Но вы можете прочитать его вслух, если так вам легче уловить смысл.
    • Вы можете прочитать стихотворение несколько раз, чтобы лучше его понять. Ваше «третье прочтение» может состоять из двух или трех прочтений.
  3. 3 Найдите неясные вам слова и выражения. Если вы наткнулись на неизвестное вам слово, остановитесь и посмотрите значение этого слова в словаре.
    • Вы также можете посмотреть возможные синонимы для этого слова, используя тезаурус.
    • После того, как вы нашли синоним к непонятному вам слову, запишите его рядом с этим словом, а затем прочитайте эту строку еще раз.
    • Вы можете проделать то же самое со всеми неизвестными вам словами и фразами, но искать синонимы не в словарях, а в Интернете, если так вам удобнее.
  4. 4 Определите, как написано это стихотворение. Подумайте, как автор пытается донести свою идею. В большинстве случаев авторы пишут для широкой аудитории, поэтому доверьтесь своей интуиции.
    • Некоторые поэты пишут сатиру, некоторые – в комедийном стиле. Кто-то хочет показаться агрессивным и решительным, а кто-то – мягким и меланхоличным. Независимо от специфики, отношение поэта к тому или иному явлению влияет на смысл его слов.
    • Отношение поэта к тем или иным явлениям поможет вам понять, какая эмоциональная гамма заложена в стихотворении.
  5. 5 Всмотритесь в текст. В некоторых стихотворениях упоминаются какие-то литературные или художественные течения, исторические события и лица. Вам нужно понять, о чем говорится в тексте, ведь это сильно влияет на смысл стихотворения.
    • В конце концов, бегло просмотрите биографию автора. Взгляды, убеждения, поступки автора – все это поможет понять точный смысл каждого слова.
  6. 6 Посмотрите на шаблоны. Подумайте, опирается ли автор на определенные образы, темы или структуры. Шаблоны – это группы похожих поворотов сюжета, похожих словосочетаний, стилей.
    • Подумайте о теме стихотворения. Например, если автор использует тематику воды в своем стихотворение, рассмотрите эту тему в разных формах. Например, поэт может описать в одном случае океан, а в другом – мелкий пруд. Будьте внимательны и следите за смыслом каждого слова.
  7. 7 Учитесь читать между строк. Поэты часто полагаются на ваше умение читать между строк. Это значит, что вы должны уметь увидеть скрытый смысл – то, что имел в виду автор, не говоря об этом явными словами.
    • Некоторые способы, к которым прибегают авторы:[4]
      • Сравнения и метафоры, с помощью которых один объект описывается с помощью сравнения его с другим.
      • Персонификация или олицетворение – прием, при котором автор говорит о каком-то существе или природном явлении, будто бы это человек.
      • Синекдоха и метонимия. Синекдоха - способ описать предмет или явление, назвав только главную его особенность. Метонимия – упоминание предмета через другой тесно с ним связанный предмет.
      • Аллегория относится к символу или истории, у которой есть скрытый смысл.
      • Парадокс относится к двум вещам или явлениям, которые не должны быть истинными, но по какой-то причине таковыми являются.
      • Гипербола – это преувеличение. Есть и преуменьшение, то есть автор явно преуменьшает значимость какого-либо явления или предмета.
      • Ирония – о ней говорят тогда, когда реальный смысл или результат противоположен тому, который можно было бы ожидать.
  8. 8 Обобщите все, что вам известно о каждой строке стихотворения. Когда вы доходите до конца строки, быстро перефразируйте ее собственными словами. Первоначальное понимание может быть не всегда точным, но вы можете вернуться назад и исправиться.
    • Некоторые поэты могут изменить порядок мыслей в своих стихотворениях, они могут поменять местами предметы, глаголы, звуки и выразительность. Поэтому вы можете столкнуться с очень непривычным для вас порядком слов и звучанием. Если вы столкнулись с таким явлением, просто перефразируйте так, чтобы понять смысл.
  9. 9 Суммируйте все, что вы смогли разобрать. Медленно прочитайте стихотворение еще раз, не останавливаясь, тренируйте выразительность и правильное произношение. Подумайте о значении каждого элемента, который проанализировали.
    • Когда вы закончите, спросите себя еще раз, о чем же все-таки это стихотворение. Подумайте о том, что вам удалось узнать в процессе анализа, продумайте форму и содержание стихотворения, найдите связь между всеми элементами. Теперь вы должны точно и ясно знать ответ на этот вопрос.
Категория: Вопросы и ответы | Просмотров: 602 | Добавил: fhorrigan | Рейтинг: 0.0/0